Облсуд рассмотрит оправдательный приговор по делу об имуществе бумфабрики

26 апреля 2021, 21:21 | Дмитрий Истомин
29 апреля в Кировском Облсуде будет решаться вопрос о вступлении в законную силу оправдательного приговора по, вероятно, сфабрикованному уголовному делу об имуществе бумажной фабрики в поселке Мурыгино Юрьянского района.
Кадры с видео, когда на бумфабрику заходил СФК.
Кадры с видео, когда на бумфабрику заходил СФК.

Захваты кировских предприятий, «маски-шоу» собровцев, обращения к Путину и другие скандалы, в которых фигурируют представители следственного комитета (СК) и сотрудники ЭБиПК, больше двух лет сопровождали уголовное дело, связанное с имуществом мурыгинской бумфабрики.

Именно столько длится разбирательство вокруг этой ситуации, изначально начавшейся как спор двух хозсубъектов, но, вероятно, не без помощи силовых структур, переросшей в уголовное преследование топ-менеджера, юриста и конкурсного управляющего.

События, начавшиеся в начале 2019 года с арестов в Москве подозреваемых, привели к тому, что уже в ходе расследования дело становилось резонансным и обрастало неприятными подробностями. В том числе, о возможном участии в нем представителей СК и сотрудников ЭБиПК на стороне инициаторов возбуждения уголовного преследования.

Накануне рассмотрения в Облсуде вопроса о все-таки вступлении в законную силу оправдательного приговора, вспомним хронологию событий и то, как на ход дела влияли разные «силы».

Из арбитража — в уголовное производство

В Кировской области было возбуждено 3 уголовных дела в отношении неустановленных лиц по заявлениям стороны, борющейся за имущество бумфабрики — ООО «Сокольский фанерный комбинат» («СФК»). 20 ноября 2018 года: по факту якобы захвата частным охранным предприятием здания макулатурного цеха в п. Мурыгино (ч. 2 ст. 330 УК РФ «Самоуправство»), 4 декабря 2018 года и 21 января 2019 года: по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» - приобретение путем обмана здания макулатурного цеха и здания цеха печати.

24 января 2019 года все три дела объединяются в одно производство. А 25 января неустановленные лица становятся установленными: в Москве Бассманный суд по ходатайству следователя кировского Следственного комитета арестовывает гендиректора предприятия-кредитора бумфабрики ОАО «НЛК» Руслана Цуканова, бывшего конкурсного управляющего бумфабрики «Эликон» Сергея Мартынова и юриста Илью Огородникова.

История с имуществом мурыгинского «Эликона» длится с тех времен, когда АО «НЛК» находился под контролем Альберта Ларицкого. В январе 2013 году имущество бумфабрики «Эликон» в ходе процедуры банкротства приобрело ООО «Имущественный комплекс Косинской бумажной фабрики» («ИК КБФ»). Тогда открыто заявлялось: компания является «дружественной» АО «НЛК», так как 100% долей ООО «ИК КБФ» владеет швейцарское АО «Ханс Кунц» Альберта Ларицкого (признан виновным в «мошенничестве в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и приговорен к трем годам колонии общего режима в 2016 году).

Поняв, что оспорить право собственности на недвижимость в Арбитражном суде не получится, ООО «СФК», похоже, выбрало иной путь, который не обошелся, вероятно, без привлечения силовиков, через которых, похоже, и инициировались дальнейшие уголовные дела.

За защитой от беспредела - к Путину

В марте 2019 года защита арестованных, вероятно, чтобы пресечь возможное давление, обращается к Президенту РФ Владимиру Путину, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и председателю СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку возбужденных уголовных дел «в целях исключения необоснованного давления на бизнес и прекращения незаконного уголовного преследования».

А все потому, что как раз в это же время Президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собрания особо отметил, мол, при расследовании экономических дел нужно жестко ограничивать поводы продлевать срок содержания под стражей, «сейчас это происходит порой без веских оснований». И ситуация, когда «бизнес ходит под статьей» «становится проблемой для экономики».

В свою очередь, сотрудники «НЛК», ожидавшие после обнадеживающего заявления главы государства подвижек в деле своего руководителя и не дождавшись их, были готовы выйти на митинг. Таковых набралось 300 человек.

Однако трудовой коллектив вовремя остановили: 15 марта 2019 года, несмотря на появление информации о якобы готовящейся в адрес арестованных провокации со стороны заинтересованных силовиков, Первомайский райсуд отказал в продлении ареста фигурантам уголовного дела. «Противная» сторона позже попыталась обжаловать решение в вышестоящей инстанции, но Облсуд оставил решение в силе.

На допрос — в наручниках

Но на этом дело только начало развиваться и по ходу событий всплывали все более интересные факты и подробности, в том числе, о вероятном «сотрудничестве» инициаторов уголовного дела и представителей силовых СК и ЭБиПК.

Например, стало известно, что захват бумфабрики в Мурыгино, который произошел еще в 2017 году, якобы не обошелся без участия представителей силовых ведомств. Также говорят и об известных фактах, когда, например, накануне собрания кредиторов предприятия конкурсных управляющих снимали с поезда.

К лету 2019 года ситуация накалилась. Заговорили о том, что силовики ищут новых свидетелей, вероятно, за неимением реальной доказательной базы совершенных преступных деяний подозреваемых. Ходили слухи, что в случае отказа, предупреждали о возможном уголовном преследовании.

Судя по всему, так это и было. Например, как рассказал представитель одного из кредиторов ООО ИК «КБФ», следствие по мурыгинскому делу выходило на его доверителя кировского предпринимателя Сергея Южанина с таким предложением. Но получило отказ: «Предприниматель посчитал для себя невозможным оговаривать подозреваемых». Ответная реакция последовала: в июле в центре Кирова бойцы СОБР задержали Сергея Южанина с применением силы и спецсредств.

Однако Первомайский райсуд Кирова признал незаконными все действия по отношению к предпринимателю и поддержал его иск к региональному следственному комитету и следователю, по указанию которого был произведен его незаконный привод на допрос да еще и в наручниках. А еще присудил компенсацию морального вреда.

Кстати, это решение устояло в судах всех инстанций.

Оправдали, передумали, пересмотрят заново

В начале октября 2019 года материалы уголовного дела по имуществу бумфабрики были переданы в прокуратуру. А спустя две недели всплыл факт, что следователь передал копии допроса трех свидетелей из материалов уголовного дела новому конкурсному управляющему ИК «КБФ», причем еще до завершения следствия. И эти материалы следствия были разглашены в московском арбитраже. Последовала жалоба защиты подозреваемых, но впустую.

Рассмотрение уголовного дела началось в конце января 2020 года. Доводы «противной» стороны рассыпались буквально на глазах. И даже больше: в суде свидетели давали показания о фактах давления со стороны следствия, в том числе, на их ближайших родственников.

Защита обвиняемых продолжала настаивать: это дело - спор хозяйствующих субъектов, не лежащее в уголовной плоскости.

Процесс и озвученные в ходе него показания вновь дали повод заговорить о заказном характере этого дела, так как якобы за «СФК», переименованном в ООО «Кировпейпер», стоят властные структуры. В качестве одного из доводов этому, источники, знакомые с делом, вспоминают - уголовное преследование началось при непосредственном участии следователя СУ СК РФ по Кировской области Фаниса Шайхутдинова, которого считают протеже уже бывшего главы Управления Айрата Ахметшина (ныне возглавляет СУ СК РФ Нижегородской области). И именно Шайхутдинова обвинила в давлении сотрудница кировского управления Росреестра Оксана Касьянова на допросе в рамках судебного заседания по этому уголовному делу.

Параллельно законность всех сделок с имуществом бумфабрики подтверждает кассационная инстанция в Нижнем Новгороде. И получалось, что к этому моменту суды трех инстанций подтвердили законность действий конкурсного управляющего, за которые его судили в рамках уголовного дела о так называемом захвате имущества бумажной фабрики. И мало кто уже верил, что дело может носить не «заказной» характер.

Решение кассации, в свою очередь, запустило механизм межотраслевой преюдиции (обстоятельства, установленные судебным актом при рассмотрении последующих дел признаются как истинные).

11 августа 2020 года Первомайский райсуд вынес оправдательный приговор всем фигурантам уголовного дела. Но 29 сентября облсуд отменил его, а дело направили на рассмотрение заново в Первомайский районный суд. Пересмотр начался в ноябре 2020 года.

Между тем 3 марта 2021 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции удовлетворил жалобу защиты и отменил определение Кировского областного суда, направив дело на новое апелляционное рассмотрение, но уже в другом судейском составе.

В четверг, 29 апреля, в Кировском Облсуде будет решаться вопрос о вступлении в законную силу оправдательного приговора, вынесенного ранее фигурантам уголовного дела об имуществе мурыгинской бумфабрики.

Читайте по теме Захват Эликона
Фигуранту уголовного дела по захвату «Эликона» заплатят за моральный вред
Суд в третий раз оправдал фигурантов дела о «захвате» мурыгинской бумфабрики
Суд во второй раз оправдал фигурантов дела о «захвате» мурыгинской бумфабрики
Комментарии (17)К последнему
Гость_Норм | 26 апреля 2021, 21:30 #
Все в Кирове куплено,давление на бизнес полным ходом,фсб спит в кустах.
Гость_Спит и ест | 26 апреля 2021, 21:44 #
Некогда им
Гость_не юрист | 26 апреля 2021, 22:11 #
бог дал бог взял вы эти бизнесы не кровью и потом полили, тоже халява.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ