Долги достанутся городу: к чему приведет слияние водоканалов

16 декабря 2021, 17:42 | Сергей Белый
17 декабря депутаты Законодательного собрания Кировской области в срочном порядке рассмотрят законопроект о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на уровень субъекта РФ. Если наберется «за» 21 голос, то это произойдет уже с первого января 2022 года.
Долги достанутся городу: к чему приведет слияние водоканалов

Первые шаги к созданию «водного монстра» начались в 2018 году

Первым делом в рамках передачи полномочий региональные чиновники заполучат кировский МУП «Водоканал». Но первые шаги по созданию «водного монстра» начались еще весной 2018 года, когда зашла речь о реорганизации МУП «Водоканал» в форме присоединения к нему МУП «Нововятский Водоканал» и муниципального унитарного многоотраслевого предприятия «Лянгасово».

В 2019 году после расторжения договора аренды с ОАО «Кировские коммунальные системы» МУП «Водоканал» получил все сети водоснабжения и водоотведения Кирова.

Когда в 2018-2019 году МУП «Водоканал» накачивали активами, депутатам была названа масса плюсов от реорганизации: и создание единой аварийно-диспетчерской службы, и оптимизация структуры управления, и снижение транспортных расходов, что в конечном счете укрепит шаткую финансовую устойчивость предприятия. Министр Селезнев гордо рапортует, что МУП «Водоканал» это стабильное, прибыльное предприятие.

В 2020 году годовая выручка достигла 1,6 млрд руб., непокрытый убыток составил 47,8 млн руб. (в том числе за 2019 год – 61,6 млн руб.), общая задолженность 436 млн рублей. При этом за два года до этого предыдущий оператор - ОАО «ККС» демонстрировал постоянную прибыль в размере до 280 млн рублей. Чистые активы снизились с 2 808 млн руб. до 2 797 млн руб.

Исходя из этого, можно предположить, что налицо закредитованность МУП «Водоканал» и, похоже, проедание чистых активов.

Области — имущество, городу — долги?

Отметим, что и премьер Александр Чурин, и даже глава региона Игорь Васильев встречались с депутатами гордумы и ОЗС. В рамках встреч «амбассадоры» законопроекта приводили много доводов, но конкретики по механизму, программе и прочим нюансам так и не прозвучало. А вопросов, между тем, было много. Среди которых, например, вопросы сокращение штата и кто будет устранять аварии, если сотрудники из Кирова вынуждены будут заниматься работами и в самом городе, и в Оричах, и в Юрье?

При этом в предлагаемом к принятию законопроекте (статья 5) содержится указание на передачу от муниципалитетов только имущества (активов). Получается, что дебиторка, неликвид и финансовые обременения останутся у передающей стороны. То есть у муниципалитета.

Интересно и то, что ранее, в ходе дискуссии на встрече депутатов и Чурина, почему-то так и не прояснился вопрос депутата Сергей Мамаева, который выразил опасение, что МУПы под кого-то «сливают», под приватизацию? Тогда Чурин заявил, что если так волнует этот вопрос, в законопроекте можно прописать, что приватизации не будет. Что, конечно же, позабавило некоторых народных избранников, понимающих, что это невозможно не нарушив федеральное законодательство.

Также на встрече с депутатами чиновники не смогли ответить, какими нормами Федерального законодательства предусматривается передача имущества и полномочий. Позже в рассылке депутатам ОЗС появилась справка с отсылкой к этим нормам, которая, однако, до конца ситуацию не прояснила. Так как получается, что муниципалитеты и районы должны выйти с предложением передачи имущественного комплекса водоканалов. И сделать это должны их главы. И если вопросов с районами нет, особенно если учесть, что губернатор Игорь Васильев «угостил» их концертом Ларисы Долиной в филармонии, то вот кировская гордума еще может проявить благоразумие.

Помимо этого депутаты попросили предоставить инвестпрограмму нового предприятия, стратегию развития, в конце концов, план хотя бы на ближайшее время. Несмотря на то, что рассмотрение законопроекта о передаче водоканалов назначено уже на 17 декабря, дождаться этой стратегии народные избранники не могут и по сей день. Появилась только «дорожная карта», в которой прописаны районы и муниципалитеты, которые вплоть до 2027 года будут вливать свои предприятия во вновь создаваемый ГУП.

Опыт других регионов оказался негативным

Министр Селезнев между тем ссылается на опыт объединения водоканалов Башкортостана. Как видно из опыта республики, там тоже чиновники обосновывают необходимость слияния следующими аргументами: «На сегодняшний день многие небольшие районные водоканалы глубоко убыточны и не имеют средств для модернизации своих изношенных мощностей..».

При этом в первую очередь сливаются самые прибыльные активы: 21 августа ГУПом стал «Уфаводоканал» (чистая прибыль за 2019 год – 57 млн рублей), за день до этого сменил форму собственности «Сибайводоканал» (прибыль – 1,3 млн), 3 сентября это же произошло с «Межрайкоммунводоканалом» города Кумертау (прибыль – 94 тысячи рублей), «Салаватводоканал» (прибыль – 623 тысячи). В чем именно «положительность» этого примера, Селезнев не прояснил.

А, например, в Калининграде к этой идее пришли еще в 2018 году. Предполагалось, что муниципальные предприятия присоединятся к областному в конце 2020 года. Глава региона открыто говорил о намерении передать в концессию не только прибыльные предприятия, но и за счет объединения убыточные. Однако даже сейчас сделать это не удалось. Так как Муниципальные водоканалы не поставили на учет все свои сети, областной «Водоканал» не может их принять, плюс постановка на учет активов предполагает включение в тариф затрат на их содержание. А в этом году губернатор Антон Алиханов сообщил депутатам ЗС Калининградской области, что при оформлении активов сдерживать рост тарифов придется, вероятно, за счет выделения субсидий из бюджета региона.

Поэтому сразу же возникает вопрос, а не лукавят ли кировские власти, заявляя о том, что денег из бюджета на реализацию законопроекта не потребуется?

Другая схема?

В тоже время, есть мнение, что у премьера Чурина и его команды для работы МУП «Водоканал» якобы уже сформирована совсем другая схема. И возможная передача в концессию — просто цветочки.

Эту схему, возможно, уже «обкатали» на «Вятавтодоре» и «Куприте». Попадая под контроль облправительства, в этих компаниях назначаются послушные управленцы, возможно, «обкладываются» договорами подряда и поставки с «правильными» частными компаниями, понятно кому «аффелированными». Компании якобы вгоняют государственное предприятие в долги, вероятно, для возможного последующего банкротства и перераспределения госсобственности.

Если посмотреть сведения, которые имеются на публичном портале List-org по «Вятавтодору», то получается, что кредиторская задолженность — 1,5 млрд рублей, выручка с НДС — 4,3 млрд рублей, а вот прибыль — 18 млн (при условии, что «дебиторка» всего 234 млн рублей). Можно предположить, что при такой динамике сложно отработать имеющиеся обязательства. И, вообще, нужно ли?

Долги предприятий достанутся муниципалитетам

Как следует из открытых источников, кредиторская задолженность всех МУПов области, занятых в сфере водоснабжения, составляет сотни миллионов рублей. Большая часть этой суммы — долги за электроэнергию, материалы, но должны предприятия еще и налоговой. Раннее в первом проекте закона «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения …» была заложена следующая юридическая конструкция: в областной бюджет передавались муниципальные предприятия как имущественный комплекс с имуществом и долгами.

В новой редакции законопроекта заложена совершенно другая схема: все имущество «Водоканалов» перейдет в собственность регионального правительства, а вот накопленные предприятиями долги останутся за муниципальными предприятиями. Можно предположить, что изъятие имущества однозначно приведет к банкротству бывших городских и районных водоканалов, а эти долги лягут бременем на местные бюджеты.

Кстати, если предположить, что процедура слияния водоканалов напоминает «вывод активов без обязательств», то это может стать составом, предусмотренным в статье 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство».

При этом в финансово-экономическом обосновании к проекту закона «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения…» сказано, что его принятие не потребует дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета, что также вызывает сомнение.

Нарушение закона?

Все муниципальные образования в России по действующему законодательству являются независимыми от органов государственной власти любых уровней. Принцип независимости муниципального самоуправления закреплен в Конституции России. Поэтому вызывает вопросы механизм взаимодействия региональной власти Кировской области и администрации Кирова, когда последние в жестких временных рамках, не принимая во внимание действующие муниципальные нормативные правовые акты, исполняя, вероятно, «команду сверху» вынуждены принимать непопулярные решения, касающиеся безвозмездного и не возвратного избавления города от своих самых ликвидных материальных активов. Ведь это вопрос местного значения и он находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Между тем городские депутаты заявляли, что решения о передаче в собственность области каких-либо активов города должны происходить открыто, с обсуждением, ведь это затрагивает интересы всех без исключения кировчан. Инициаторы должны обозначить нынешние проблемы «Водоканала», пути и способы их решения, планируемый экономический эффект от реализации решения, заинтересованность в этом жителей города.

Более того, принимая во внимание тот факт, что МУП «Водоканал» — это огромный имущественный комплекс, пронизывающий своими сетями всю территорию города, то при утрате хозяйственного влияния на него, возможно, может возникнуть ситуация, когда город не сможет никак воздействовать ни на сам актив, ни на тарифы, ни на развитие городских сетей водоснабжения и водоотведения, не говоря уже о графике ремонтных работ.

Так что сложно не согласиться с теми, кто предполагает: жители муниципальных образований потеряют контроль над основной системой жизнеобеспечения.

Читайте по теме Слияние Водоканалов
Кировские власти вернулись к «слиянию водоканалов»
К «слиянию водоканалов» могут вернуться в феврале
Стало известно, как голосовали депутаты по водоканальному закону
Комментарии (37)К последнему
Гость_Алекс | 16 декабря 2021, 18:33 #
Подозрительная спешка. Значит,что-то кто-то хочет сп..... Ну а тарифы автоматом возрастут.
Гость_Путя-экономист | 16 декабря 2021, 18:40 #
Это всё поощряется.
Гость_Петя | 16 декабря 2021, 18:53 #
Спионерить так спионерить. Всю жизнь спионеривают, и ничо.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ