Илья Шульгин: Киров в ближайшее время прирастет землями
Темный город
- В исследовании ВятГУ на предмет удовлетворенности жителей своим городом выяснилось, что горожане считают Киров «тихим» (в смысле ничего не происходит), «безопасным» и «темным».
- А безопасный, потому что террористы до нас просто не доезжают?
- Я даже разбираться не хочу. И хорошо, что не доезжают. Вопрос в другом. Если город темный, то надо его подсветить, у нас много красивых зданий, но они без подсветки. И если в Москве здание без подсветки — скорее нонсенс, то у нас это, скорее, правило. Есть определённые законом параметры освещенности. И в том числе мой личный опыт вождения машины по темным улицам подсказывает, что не должно такого быть, когда едешь - и вдруг из темноты перед тобой возникает пешеход. То есть то освещение, которое есть, не обеспечивает комфортной видимости. Я езжу крайне осторожно, но все равно...
- А на чем?
- На машине.
- А на какой?
- У меня внедорожник Ауди Q7 2007 года
- Все сразу полезут в Гугл посмотреть стоимость…
- Я очень много лет проработал на руководящих постах на химических производствах, зарплаты были очень неплохие, поэтому я себе это могу позволить. Да и машина 2007 года, так что не испытываю угрызений совести. На служебной машине я езжу в будни, а по выходным или вечером - сам за рулем. И меня напрягает, что улицы плохо освещены. И было решено эту ситуацию исправить.
Огромное количество различных замеров в рамках «Горэлектросети» и «Кировсета» сделано. И на сегодня нашли путь решения вопроса. Будем заходить в отношения энергосервиса. И тоже по этому поводу что только не писали, что только не придумывали. Фамилии не буду называть. Но вопрос к этим людям: можно ознакомиться со списком ваших успешных проектов в этой сфере? Назовите хотя бы два. Хорошо, хотя бы один. Особенно в области энергосервиса, о котором вы так много и пространно рассказывали.
На пути к решению о реконструкции сетей освещения мы задали себе первый вопрос: а можем ли мы как город себе это позволить? А нам нужно заменить порядка 27 тыс. светильников. Ответ однозначный: нет! Бюджет у города дефицитный. И вот весь год продумывались условия, при которых проект все-таки может состояться.
На сегодняшний день конкурс прошел, организация определена. И сейчас мы готовы к заключению энергосервисного контракта, который позволит привлечь в город деньги. Опять же были мнения - зачем нам энергосвервис, это мутная схема, надо просто заработать денег и закупить оборудование, так будет дешевле.
Понимаете, мы не покупаем никакое оборудование. Мы разыграли конкурс на привлечение средств. Люди зашли, сказали, что готовы предоставить такое-то оборудование, от города ничего не надо, а сумму экономии посчитали - за 7-8 лет компания себе эти деньги вернет. Все, что будет установлено на улицах областного центра в рамках контракта, останется у города. Сегодня технологии, которые существуют на рынке, позволяют планировать экономию на 10-15 лет вперед. Люди за 7-8 лет свои инвестиции возвращают, а дальше мы уже пользуемся этой экономией. Поэтому рассчитываем, что доведем освещение наших улиц до нормативного.
Илья Шульгин: как сделать из Кирова «город - северную звезду»
- Вы на медиатайме помянули Париж, сейчас рассказывали о Казани, а вообще на какие города ориентируетесь в своей работе?
- На лучшие практики. Недавно вышел рейтинг лучших городов по качеству жизни — Тюмень на первом месте. Они сделали просто шаг в будущее, потому что это сейчас город номер один по качеству жизни.
Номер два — Грозный. 24 года назад, когда там шли боевые действия, если бы кто-то сказал бойцам, что через такое-то время эта территория войдет рейтинг для лучшего проживания, то этого кого-то, наверное, просто «послали» бы – потому что поверить в такое было невозможно.
Номер третий - это Москва. Дальше Казань и Сочи. Можем ли мы на них ориентироваться? По численности населения нет. А исходя из идеологии - должны и будем.
Нужно найти ресурсы, себя мобилизовать, встряхнуться и вспомнить, что мы - потомки великих предков. Потому что если рассуждать, что нет денег и ничего хорошего не стоит ждать, то ничего и не получится. У нас прекрасный город с хорошей планировкой. Историческая часть в основном сохранена. Много зеленых зон - есть с чем работать. Ливневки нет, но сделаем.
- А развиваться есть куда? Говорят, что у города почти не осталось земель, куда можно расти.
- Сегодня мы взаимодействуем с федеральными органами на предмет того, чтобы перевести часть земель федерального земельного фонда в муниципалитет. Могу сказать, что город в ближайшее время прирастет землями в очень приличном количестве - порядка 300-400 гектаров.
Также в правительстве области ведется работа, чтобы была передана или в город или в область территория бывшего вертолетного училища. Там сейчас если в туманную погоду зайти, то можно фильм ужасов снимать - какие-то руины. А это все находится в центре города.
Это территория, которую необходимо осваивать комплексно, чтобы не повторять ошибок точечной застройки и таких ситуаций, когда дома построили, а поликлинику, детсад или школу забыли. Общая площадь территории КВАТУ - 29,5 гектара. Понятно, что часть земель останется за федералами, под их объектами, а остальная, порядка 24 га, - это земля под освоение.
Или Вересники. Вместе с «Газпромом» открыли там легкоатлетический манеж. А сколько было критики по поводу того, что вот, дескать, он там всплывет. Да, район в этом плане неоднозначный, но сейчас ведется работа, чтобы эту территорию вывести из зоны затопления. И там мы получим более 300 гектаров первоклассной земли, где можно сделать и набережную и организовать жилищную застройку, и создать общественные пространства , зеленую зону.
- А как это сделать? Углубить Вятку?
- Есть федеральная программа дноуглубления и берегоукрепления. И на сегодняшний день ведутся переговоры с организациями, которые имеют опыт подобных проектных работ. Например, в той же Казани такие работы были сделаны.
- А кто это все финансирует?
- Федеральный бюджет. И хотелось бы к 650-летию нашего города эту работу сделать. На первом заседании оргкомитета в правительстве РФ был вопрос поднят, есть уже поручение.
Работа должна быть так поставлена, чтобы в ближайшие год-два, получив нормальную нормативную базу, уже можно было пригласить инвесторов и привлечь федеральные средства на реализацию этой программы. Кроме того, эту территорию необходимо расселить.
А еще там есть промышленные предприятия, хотя предприятия деревообработки в центре города — это нонсенс. Все мегаполисы крупные от этого избавляются. А туда еще и большегрузы ездят. Я лично наблюдаю, как мимо Трифонова монастыря (я живу в том районе) ездят лесовозы. Это какая-то дичь! Поэтому потихоньку эту территорию нужно привести в порядок. Это будет огромный центральный район, комфортный и красивый.
- С уклоном именно в спорт?
- Так складывается, что там будет прекрасное место для занятия спортом.
Вообще хотелось бы, чтобы у нас город через 3-5 лет стал лучше, чище, чтобы было приятно и безопасно в нем передвигаться, чтобы начали происходить интересные события.
- До вас это тоже говорили, но почему-то воз и ныне там. Получится?
- Мне не интересно, что до меня делали или нет. Мне интересно, что сделать сейчас, чтобы город через 5 лет шагнул в будущее.
И чтобы в ряду городов, подобных первой пятерке или десятке, мы занимали достойное место. Пока нас не видно, а мы достойны, чтобы нас видели, потому что наш город — «северная звезда». У нас, если посмотреть на карту, самое большое количество соседей - 9 граничащих с нами субъектов и до всех областных центров у нас примерно одинаковое расстояние. И хотелось бы эту задумку «Города северной звезды» довести до какого-то законченного образа – города, в который всегда приятно приехать!
Первая часть интервью - о концессии
Вторая - о БКД и укладке асфальт в снег